Базы данных :: Словари :: Словарь педагогических терминов

# Слово  Значение 
1АБАЙ КУНАНБАЕВ АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904), казахский поэт-просветитель, родоначаль ник новой письменной казахской литературы. В стихах, поэмах ("Масгуд", 1887; "Сказание об Азиме"; "Искандер") и прозаических "Словах назидания" (в рус. пер., 2 изд., 1982) высказывал просветительские идеи; образование народа связывал с обучением юношей и девушек в русских школах. Переводил произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др. 
2АБАКУМОВ АБАКУМОВ Сергей Иванович (1890- 1949), языковед, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1947). Разработал примерную классификацию ошибок, программу работы по стилистике в школе, оригинальные теорию и методику чтения ("Творческое чтение", 1925) и методику обучения пунктуации в школе ("Методика пунктуации", 4 изд., 1954). 
3АБИТУРИЕНТ АБИТУРИЕНТ (от новолат. abituriens - собирающийся уходить), в большинстве стран - оканчивающий среднее учебное заведение. В России (традиционно) - поступающий в высшее учебное заведение. 
4АБОВЯН АБОВЯН Хачатур (1809-48), армянский просветитель-демократ, основоположник армянской демократической педагогики и новой армянской литературы. Содержал (1838-43) частный пансион для подготовки учителей для армянских народных школ. Впервые преподавал на разговорном языке ашхарабар; на нём подготовил учебники: "Предтропье" ("Нахашавих"; издано на средства А. в 1838) и первый учебник грамоты для армянской школы под тем же названием (ч. 1 издана в 1862; ч. 2 - в 1950). Составил "Новую теоретическую и практическую грамматику русского языка для армян" (1839), сборник арифметических задач (1838, на рус. языке), учебник истории и пособие по географии "Открытие Америки"; создал учебный глобус с географическими названиями на армянском языке. 
5АБОРТ АБОРТ (лат. abortus - выкидыш), преждевременное прекращение беременности, естественное (самопроизвольное) или искусственное. Обычно под А. понимают второе значение. А. представляет не только медицинскую, юридическую, но также этическую (для мн. людей - религиозную), психологическую и педагогическую проблему. Ежегодно в мире производится ок. 35-55 млн. А. В 98% стран А. разрешён в целях спасения жизни, в 62% - для сохранения здоровья женщины, в 42% - в случаях беременности после изнасилования или инцеста, в 40% - при наличии дефектов у плода, в 29% - по экономическим и социальным причинам, в 21% стран - на основании желания женщины. В этическом плане в основе спора сторонников и противников А. лежит философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона. С точки зрения морали всякий А. есть, в конечном счёте, зло и обязательно причиняет боль человеческой душе, поэтому А. всегда будет открытой моральной проблемой. "Декларация о медицинском аборте", принятая Всемирной медицинской ассоциацией (1970, Осло), допускает легальные А. Церковь осуждает А., но если римско-католическая и православная церкви запрещают А. даже по медицинским показаниям, то протестантизм и ислам допускают его в исключительных ситуациях. Согласно буддизму, А. всегда есть разновидность убийства. В Рос. Федерации ежегодно прерывают беременность ок. 40 тыс. девочек до 17 лет. Проблемы А. вследствие беременности подростковой должны прежде всего решаться на государственном уровне. Девушки-подростки являются наиболее социально незащищённой категорией женского населения. Среди них много девочек из неблагополучных, неполных семей, а также в силу различных обстоятельств ставших безнадзорными и беспризорными. В каждом конкретном случае девочка-подросток (в т.ч. из благополучных семей) нуждается во взаимопонимании как со стороны родителей, так и педагогов, психологов, медицинских и социальных работников. Профилактическая работа по предупреждению А. у несовершеннолетних должна проводиться в рамках полового воспитания и включать информацию о контрацепции. 
6АБРАМЦЕВСКАЯ ШКОЛА АБРАМЦЕВСКАЯ ШКОЛА, общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярная мастерская в усадьбе Абрамцево (один из центров общественно-культурной художественной жизни России), принадлежавшей С.И. Мамонтову. Инициатором создания школы (строительство было начато в 1873, открылась в 1874 или 1875) была его жена Е.Г. Мамонтова. А.ш. положила начало абрамцево-кудринской резьбе по дереву. Развитию школы способствовали члены Абрамцевского художественного кружка (В.М. Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и др.), которые стремились возродить художественные народные ремёсла. 
7АБСТРАКЦИЯ АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. А. называется также и результат абстрагирования. А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий; существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, схемы, модели и пр.). А. - момент целостного процесса познания, направленного, в конечном итоге, на достижение конкретного, т.е. полного, всестороннего знания. 
8АБХИДХАРМА АБХИДХАРМА (санскрит - высшее законоучение), в буддизме отдел знаний по психологии, космологии и т.д., примерно соответствующий объёму понятия философии в античной культуре. А. изучается в буддийских школах. 
9АВАНГАРДИЗМ АВАНГАРДИЗМ в образовании, стремление во что бы то ни стало следовать новаторским, авангардным, модным направлениям и течениям в образовании и управлении образованием. А. нередко заявляет о себе в периоды развития инноваций, когда осуществление нововведений становится престижным и поощряемым, а различение истинных новшеств от подделок требует времени и серьёзных аналитических усилий. Иногда стимулированию А. способствуют действия органов управления образованием, которые требуют от школ осуществления определённого количества инновационных проектов независимо от конкретных обстоятельств. А. в своих крайних проявлениях наглядно демонстрирует, что даже такая ценная характеристика, как чувство нового, может быть доведена до абсурда и превращена в свою противоположность. Негативная в целом оценка А. связана с тем, что он не только не способен обеспечить реальный успех в развитии школы, но и ведёт к дискредитации мн. полезных начинаний и их носителей. 
10АВЕНАРИУС АВЕНАРИУС Василий (Вильгельм) Петрович (1839-1923), русский писатель. С 70-х гг. писал для детей, сотрудничал в журналах "Детское чтение", "Задушевное слово", "Родник". Произведения для самых маленьких читателей "Сказка о пчеле мохнатке" (1879) и "Что комната говорит" (1880) были удостоены 1-й премии Фребелевского общества (1880). Научно-фантастическая повесть "Необыкновенная история о воскресшем помпейце" (1889). Популярные жизнеописания писателей (повести о Д.И. Фонвизине, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе). 
11АВРАМОВ АВРАМОВ Вячеслав Яковлевич (1845- ?), педагог. С 1871 в течение 25 лет работал учителем в школе в дер. Волково, близ С.-Петербурга. Школа пользовалась огромной популярностью среди населения и считалась образцовой по методике обучения. Преподавал также в воскресных школах, открытых по его инициативе на Шлиссельбургском тракте, и в вечерних технических классах для рабочих. 
12АВСТРИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х. фон Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. 19 в. по 10-е гг. 20 в. в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико-экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Эренфельса, который ввёл термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающемся оптико-геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом "гештальт-качество" признавалось ещё одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям. 
13АВТАРКИЯ АВТАРКИЯ (греч. autarkeia - самоудовлетворение), состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния блаженства. 
14АВТОДИДАКТ АВТОДИДАКТ, см. Самоучка. 
15АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС), комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: 1) выявление исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их индивидуальных особенностей; 2) подготовку учебного материала (объяснительных текстов и иллюстраций, учебных и контрольных заданий); 3) предъявление учебного материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации; 4) управление познавательной деятельностью учащихся; 5) определение показателей их работоспособности; 6) завершающий контроль качества усвоения; 7) регистрацию и статистический анализ показателей процесса усвоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом. АОС реализует одну или несколько дидактических функций в большей мере, чем другие обучающие устройства, освобождает учащихся от некоторых вспомогательных компонентов учебной деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. В ходе индивидуальных диалогов с учащимися АОС позволяет сократить объём лекционного материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС для проведения лабораторных и практических работ устраняет разрыв между получением знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Техническое обеспечение АОС включает: ЭВМ, расположенные в классах рабочие места учителя и учащихся, оснащённые необходимым оборудованием, и линии связи ЭВМ с рабочими местами. Учебно-методическое обеспечение АОС - это учебный материал и сценарий обучения, разработанный преподавателем, а также методические указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС. Лингвистическое обеспечение - специализированные языки, которые позволяют вести учащимся диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, составлять учебные курсы и управлять работой АОС. Программное обеспечение АОС - совокупность программ ЭВМ, реализующих те или иные функции, возложенные на АОС. Организационное обеспечение АОС включает различную документацию, регламентирующую её работу. 
http://metromir.ru - Универсальный украинский справочник
стр. 1 из 3 Всего найдено: 40 значений
 1  2 3
Поиск по слову
  А    Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  І  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Заказать диск метромирЗаказать диск MetroMir о наскарта сайта форумфорум контактыконтакты в избранноев избранное главнаяглавная