Базы данных :: Словари :: Культура

стр. 1 из 0

# Слово 
Рекомендуем Вам прочитать правила построения запросов к нашим Базам Данных
http://metromir.ru - Универсальный украинский справочник
АТОМАРНЫЙ ФАКТ 
один из определяющих терминов логи- кого позитивизма, в частности "Логико-философского трактата" (1921) Людвига Витгенштейна. А. ф. - это минимальное положение вещей в мире. А. ф. состоит из "простых предметов"; и то и другое - абстрактные ненаблюдае- мые понятия. Витгенштейн считал, что весь мир строится из А. ф. Что это за странный мир, который состоит из невидимых предме- тов? Но ведь примерно в то же время, когда Витгенштейн писал "Трактат", закладывались основы квантовой механики, которая то- же постулирует ненаблюдаемые объекты - элементарные частицы, не имеющие "массы покоя" (когда Эрнста Маха спрашивали об ато- мах, он отвечал вопросом на вопрос: "А вы их видели?"). Но все-таки если не увидеть, то хоть как-то обрисовать то, что подразумевал Витгенштейн под А. ф. и "простым предметом", мы попытаемся. Простота довольно сложное понятие. У В.И. Ленина был имидж "простого человека", однако на самом деле известно, каким хитрым и коварным он был. В математике есть понятие простого числа. Это вовсе не обязательно маленькое число, это число, которое делится только на себя и на 1. Так что простыми числами будут и 5, и 1397. Примерно так же можно понимать логическую простоту. Пред- мет прост, если он не делится на части, которые сами являются предметами. Поэтому простым предметом можно считать не только элементарную частицу, но и, например, Луну. А каплю, которая де- лится на две капли, - нельзя. Но как предметы группируются в А. ф.? Витгенштейн говорит, что они связаны непосредственно, как звенья в цепи. Допустим, мы говорим, показывая на Луну: "Луна". Это А. ф.? Нет, потому что на самом деле мы имеем в виду нечто вроде "Я сейчас вижу Луну". Будем считать простыми не только вещи, но и свойства. Предста- вим, что свойство "быть круглым" простое. Тогда мы скажем: "Лу- на круглая", и это уже будет примерно то, что имел в виду Витген- штейн, говоря об А. ф. Но и здесь все не так просто. Переведем это предложение на ан- глийский язык и получим: "The Moon is round". Появляется связ- ка "is", которая незримо присутствует и в русском языке, доста- точно перевести предложение в прошедшее время, чтобы понять это: "Луна была круглой". Придется считать и связки простыми предметами. Но как А. ф. отражается в языке? По Витгенштейну, ему соответ- ствует "элементарное предложение" - "Луна круглая"; простым же предметам соответствуют простые имена: "Луна" и "круглый". Из совокупности А. ф. складываются сложные факты, например: "Земля и Луна круглые". Соединение происходит в данном случае при помощи логической связки "и" и называется конъюнкцией или логическим сложением. Сложному факту соответствует сложное предложение, основная единица логического и естественного языка. Получается стройная пропорция: простой предмет --------А. ф.--------------факт 1 имя---------------элементарное-------- предложение предложение Все шесть терминов связаны свойством проективности, они отра- жают друг друга. Язык в точности копирует реальность. Это, конечно логическая утопия. Как быть тогда с такими предло- жениями, как "Ух ты!" или "Немедленно убирайтесь отсюда!" (во вто- рой половине своего творчества Витгенштейн заинтересовался имен- но такими предложениями - см. аналитическая философия, языко- вая игра). В "Трактате" же он считал, что мир состоит из совокупнос- ти А. ф., а язык - из совокупности элементарных предложений. Логически эта концепция была безупречна. Но Витгенштейн жил в эпоху, когда господствовало неомифологическое сознание (см.), которое не могло не коснуться даже его. И оно его коснулось. Ведь представление о всеобщей взаимосвязи и взаимном отражении предметов и имен - это мифологическое представление (см. миф). Говоря о том, что все его шесть терминов взаимосвязаны, Витгенштейн вдруг добавляет: "Как в сказке о двух юношах, их лошадях и их лилиях. Они все в определенном смысле одно". Речь идет о сказке братьев Гримм "Золотые дети". Там из од- ного куска золота, поделенного на шесть (!) частей, выросли два зо- лотых юноши, два коня и две лилии. Они никогда не расставались, а когда все-таки приходилось это делать, то в случае если с одним из братьев случалась беда, лилии привядали и тем самым сигнализи- ровали об этом. Они были из одного куска. Как А. ф., предмет. факт, имя, элементарное предложение и сложное предложение. Это чрезвычайно характерно для ХХ в., когда слишком логичес- кое оказывается на поверку мифологией. Не на этом ли построен ху- дожественный мир короля прозы ХХ в. Хорхе Луиса Борхеса? (см. также логаэдизация, модернизм, принципы прозы ХХ в.). Лит.: Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М., 1958. Витгенштейн Л. Tractatus logico-philosophicus / Пер., парал- лельные коммент. и аналитич. статьи В. Руднева - М, 1997 (в печати). АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (от древнегр. autos - сам) - замкнуто-углубленный тип личности или культурного феномена; применительно к личности используется также термин "шизоид" (см. характерология). Его не следует путать с понятием "шизофре- ник". Шизоид - тип личности, в крови родственников которого мо- гут быть шизофренические гены, но сам он не может заболеть шизо- френией - это место у него, так сказать, уже занято его характеро- логическим типом, который заключается в его погруженности в се- бя (интроверсии) и представлении о том, что внутренняя жизнь ду- ха является первичной по отношению к материальной жизни. В этом смысле А. м. - синоним идеализма. Но А. м. - это не фи- лософское понятие, а психологическое. Шизоид-аутист может быть не обязательно поэтом или профессором философии, важно, что его сознание работает определенным образом. Понятие А. м. ввел швейцарский психолог и психиатр Эуген Блей- лер, а типичный внешний вид шизоида-аутиста описал Эрнст Креч- мер в книге "Строение тела и характер" (1922). В противоположность полному жизнерадостному сангвинику аутист имеет лептосомное, то есть"узкое" телосложение: как правило, он худой и длинный, жили- стый, суховатый, с несколько механистическими движениями. Ха- рактерный аутистический жест - поклон всей верхней частью тела, который выглядит, как будто лезвие бритвы выпадает из футляра. В каждой культуре, в каждом направлении искусства преобладает свой характерологический тип личности. В культуре ХХ в. преоблада- ет аутист-шизоид, именно поэтому мы выделили понятию А. м. от- дельную статью. Типичные аутисты по внешнему виду (хабитусу) та- кие выдающиеся деятели культуры ХХ в., как Джеймс Джойс, Густав Малер, Арнольд Шенберг, Дмитрий Шостакович, Карл Густав Юнг. В ХХ в А. м. свойственно не только отдельным личностям, но и целым направлениям. Аутистическую природу имеет неомифоло- гизм, все направления модернизма. (При этом важно осознавать, что авангардное искусство (см.) не является аутистическим - его характерологическая основа - это полифоническая мозаика (см. характерология). Аутисты могут быть двух типов - авторитарные; это, как правило, основатели и лидеры новых направлений (Н. С. Гумилев, А. Шен- берг, В. Брюсов); дефензивные (то есть с преобладающей защитной, а не агрессивной установкой); таким был, например, Ф. Кафка - без- защитный, боящийся женщин, отца, неуверенный в себе и в качестве своих произведений, но по-своему чрезвычайно цельный. Классические аутисты настолько равнодушны к внешним усло- виям среды, что они легче выживают в экстремальных условиях. Так, например, композитор С. С. Прокофьев, будучи совершенно внутренне чуждым советскому строю, тем не менее, с легкостью пи- сал оперы на советские темы - "Октябрь", "Семен Котко", "Повесть о настоящем человеке",- он относился к этому как к чему-то вы- нужденному, как к плохой погоде. Душа его оставалась при этом со- вершенно чистой и незамутненной. А тревожный Шостакович, ко- торый гораздо меньше писал в угоду строю, тем не менее все время мучился за свои грехи, в частности за то, что вынужден был быть членом партии. Бывают шизоиды-подвижники, такие, например, как Альберт Швейцер который, следуя внутренней логике своей гармонии, оста- вил ученые и музыкальные занятия и уехал лечить прокаженных в Африку. Людвиг Витгенштейн, написав "Логико-философский трактат" (см. логический позитивизм, атомарный факт), отказался от миллионного наследства своего отца и стал учителем начальных классов в деревне, так как этого требовал его внутренний аутистиче- ский нравственный императив - философ должен быть беден, фи- лософ должен помогать тем, кому больше всего нужна помощь, то есть детям. Смысл и специфику А. м. очень точно описал Гессе в притче "По- эт", где китайский поэт учится под руководством мастера вдали от родины. В какой-то момент он начинает тосковать по родному краю и мастер отпускает его домой. Но, увидев с вершины холма родной дом и осознав лирически это переживание, поэт возвращается к ма- стеру, потому что дело поэта - воспевать свои эмоции, а не жить обыденный жизнью (пример взят из книги М. Е. Бурно, упомянутой ниже в "Литературе"). Лит.: Блейлер Э. Аутистическое мышление.- Одесса, 1927. Кречмер Э. Строение тела и характер.- М., 1994. Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство.- Киев, 1990.
Поиск по слову
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  І  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Заказать диск метромирЗаказать диск MetroMir о наскарта сайта форумфорум контактыконтакты в избранноев избранное главнаяглавная