Базы данных :: Словари :: Культура

стр. 1 из 0

# Слово 
Рекомендуем Вам прочитать правила построения запросов к нашим Базам Данных
http://metromir.ru - Универсальный украинский справочник
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 
философская традиция, объединяющая различные философские направления (логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теорию рече- вых актов). Зарождение А. ф. в начале ХХ в. связано с кризисом ме- тафизической философии (см. абсолютный идеализм) и развитием идей "второго позитивизма" Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Основоположниками А. ф. являются Бертран Рассел и Джордж Эду- ард Мур. Первый в соавторстве с А. Н. Уайтхедом построил фило- софские основания математической логики и предложил доктрину логического атомизма (см. атомарный факт), развитую Витген- штейном; второй подверг критике традиционную этику и идеалис- тическую метафизику. Подлинным вдохновителем А. ф. является Людвиг Витгенштейн и его главный труд "Логико-философский трактат". Для А. ф. характерны три главных признака: лингвистический редукционизм, то есть сведение всех философских проблем к про- блемам языка; "семантический акцент" - акцентирование внима- ния на проблеме значения; "методологический уклон" - противо- поставление метода анализа всем другим формам философской ре- флексии, в частности отказ от построения системы философии в ду- хе классических философских построений ХIХ в А. ф. - это прежде всего философия языка: мир видится через призму языка, старая традиционная философия, говорят аналити- ки, возникла из-за несовершенства языка, многозначности его слов и выражений, "речи, которая запутывает мысли", по выражению Витгенштейна; задача философии состоит в том, чтобы построить такой идеальный язык, который в силу своей однозначности авто- матически снял бы традиционные философские "псевдопроблемы" (бытия и сознания, свободы воли и этики). Поэтому А. ф. - это прежде всего (на раннем этапе) логико-философская доктрина, стремящаяся к формализации языка, доведению его до совершенст- ва языка логических символов. Эту проблему решали ученики Вит- генштейна, члены Венского логического кружка: Мориц Шлик, От- то Нейрат и, прежде всего, Рудольф Карнап. Венский кружок вы- двинул доктрину верификационизма, то есть идею о том, что истин- ность или ложность высказывания (главного объекта анализа ана- литиков) и научной теории может быть подкреплена или опроверг- нута лишь в том случае, если все предложения свести к высказыва- ниям о чувственных данных, или "протокольным высказываниям", которые можно подвергнуть непосредственной эмпирической про- верке (ср. со-, противоположную концепцию фальсификационизма Карла Поппера, в молодости члена Венского кружка). Надо сказать, что идея построения идеального логического язы- ка быстро себя исчерпала. Такой язык нужен и возможен лишь для вспомогательных научно-философских целей, и таким является язык математической логики, но разговаривать, писать стихи и осуществлять множество других речевых актов или языковых игр на таком языке невозможно, "как невозможно ходить по идеально гладкому льду", по выражению позднего Витгенштейна. Перелом в А. ф. произошел между мировыми войнами. В 1930-е гг., когда Витгенштейн вернулся в Кембридж из добровольного ше- стилетнего изгнания (он работал учителем начальных классов в гор- ных альпийских деревнях с 1921 по 1926 г.), вокруг него, читавше- го лекции в Тринити-колледже, начался формироваться круг моло- дых учеников, впитывавших его новые идеи, которые нашли свое окончательное воплощение в книге Витгенштейна "Философские исследования", над которой он работал до самой смерти. Лингвистический поворот в этой замечательной книге был еще более усилен по сравнению с ранним "Логико-философским тракта- том", но в остальном развивались идеи, полностью противополож- ные тем, которые были основой доктрины "Трактата". В "Трактате" язык понимался чересчур узко. По сути там рассма- тривались только предложения в изъявительном наклонении ("Де- ло обстоит так-то и так-то"). Теперь Витгенштейн обращает внима- ние на то, что основная масса предложений языка несводима к изъ- явительному наклонению, а стало быть, в принципе не может быть подвергнута верификации. Ибо как можно верифицировать такие предложения, как "Иди сюда", "Прочь!", "Как хороши, как свежи были розы!", "Пивка бы сейчас!", "Сколько времени?", то есть вос- клицания, вопросы, выражения желаний, просьбы, молитвы, при- казы, угрозы, клятвы. Именно такие и подобные им высказывания Витгенштейн называл языковыми играми и считал, что именно они являются формами жизни. В сущности, вся книга посвящена ана- лизу языковых игр. "Язык, - писал Витгенштейн, - похож на большой современный город, где наряду с прямыми улицами, про- спектами и площадями есть кривые переулки, полуразвалившиеся дома, а также новые районы, похожие один на другой как две кап- ли воды". Задача философа, как теперь понимает ее Витген- штейн, - это попытка помочь человеку разобраться в обыденном языке, в его неоднозначности и путанице ("помочь мухе выбрать- ся из бутылки"). Развивая выдвинутое еще в "Трактате" положение о значении слова, имеющем место лишь в контексте предложения, Витген- штейн углубляет это положение в знаменитой максиме: "Значение есть употребление". Здесь он разрабатывает теорию значения, кото- рую называет теорией семейных сходств. Как все родственники имеют между собой что-то похожее - одно в одном случае, другое в другом, - при этом, однако, нельзя выявить чего-то одного, еди- ного инвариантного значения, которое присутствовало бы у всех членов семьи, - так и значения слов лишь пересекаются друг с другом - нет ни абсолютных синонимов, ни омонимов. Например, слово "старик" может означать в одном контексте "очень пожило- го человека", а в другом контексте это слово может означать и моло- дого человека, например в сленговом обращении друг к другу двух студентов: "Привет, старик!". Слово "вторник" в зависимости от контекста может означать "17 декабря 1996 г.", а может - - "24 де- кабря того же года". Один из опосредованных учеников Витген- штейна, блестящий современный аналитик Сол Крипке, назвал такие слова нежесткими десигнаторами": их значения меняются при переходе из одной ситуации в другую (из одного возможного мира - в другой - см. семантика возможных миров). В противо- положность таким словам, например, фамилии и имена-отчества или числа не меняют своего значения при переходе из одного воз- можного мира в другой, поэтому Крипке назвал их жесткими десиг- наторами. То есть такие, например, выражения, как "нынешний президент США Билл Клинтон" или "число 8" являются жесткими десигнаторами. В "Философских исследованиях" Витгенштейн остроумно дока- зал, что язык является в принципе социальным явлением, невозмо- жен некий индивидуальный язык (см.), который мог бы понимать только говорящий на нем (ср. сновидение). Проблема сознания, в частности "чужого сознания" (other mind), вообще очень занимала поздних аналитиков (не только Витгенштейна; Гилберт Райл напи- сал по этому поводу целую книгу "Понятие сознания" - это была альтернативная А. ф. по отношению к господствующей витген- штейновской). Как проникнуть в чужое сознание? Либо благодаря наблюдениям за поведением индивида, либо доверяя его свидетель- ству. Но свидетельство может быть ложным, а поведение - при- творным (см. философия вымысла, сюжет). Идеи "Философских исследований" Витгенштейна были с вооду- шевлением приняты англосаксонским философским сообществом. Вся А. ф. 50 - 60-х гг. ХХ в. так или иначе оказалась под влияни- ем этого стимулирующего произведения. На его основе оксфордс- кий философ-аналитик Джон Остин, а вслед за ним Джон Серль из Беркли (Калифорния) строят теорию речевых актов (см.), учение о том, как производить действия при помощи одних слов, например пользуясь такими выражениями, как "Я приветствую вас!" или "Объявляю заседание открытым!" (здесь высказывание при опреде- ленных условиях совпадает с действием; слово и дело совпадают). Джон Уиздом разрабатывает теорию лингвистичеекой терапии (см.), учения, согласно которому язык лечит говорящего и слушаю- щего (здесь впервые в явном виде пересеклись А. ф. и психоанализ). Джеймс Хадсон разрабатывает лингвистическую апологетику (см.), учение о том, что отношения человека с Богом есть разновидность языковой игры. Наконец, появляется аналитическая философия вымысла, утверждающая, что если Шерлок Холмс и не существо- вал, "то он мог бы существовать при других обстоятельствах" (фор- мулировка Сола Крипке). Современная А. ф. - это огромная "фабрика мысли" с большим ко- личеством интеллектуальных цехов. Постепенно проводятся линии к феноменологии (Карл Апель) и даже к философскому постмодерниз- му (Ричард Рорти). Ответить на свой основной вопрос: "Где кончается язык и начинается реальность?" - А. ф., пожалуй, так и не смогла, но в процессе ответа было сделано так много интересного, что можно с уверенностью сказать, что эта языковая игра стоила свеч. Лит.: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. - М., 1994. Мур Дж. Э. Принципы этики. - М., 1984. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - М., 1956. Аналитическая философия: Антология / Под ред. Грязнова А.Ф. - М., 1993. Грюнов А. Ф. Аналитическая философия // Современная за- падная философия: Словарь. - М., 1991
Поиск по слову
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  І  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Заказать диск метромирЗаказать диск MetroMir о наскарта сайта форумфорум контактыконтакты в избранноев избранное главнаяглавная