Базы данных :: Словари :: Культура

стр. 1 из 0

# Слово 
Рекомендуем Вам прочитать правила построения запросов к нашим Базам Данных
http://metromir.ru - Универсальный украинский справочник
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
ответвление психоанали- за, разработанное швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, но уже с 10-х годов они резко разошлись по ряду принципиальных во- просов. Юнг критически относился к тому, что Фрейд сводил при- чину всех неврозов и других психических заболеваний к сексуаль- ным проблемам. Юнг считал недопустимым трактовать все явления бессознательного с точки зрения вытесненной сексуальности. Юн- гианская трактовка либидо значительно более широкая. По его мне- нию, невроз и другие психические заболевания проявляются как поворачивание либидо вспять, что приводит к репродуцированию в сознании больного архаических образов и переживаний, которые рассматриваются как "первичные формы адаптации человека к ок- ружающему миру". Фрейд и Юнг были людьми разных поколений и культур. Как это ни парадоксально, Фрейд по своим эмоциональным и рациональ- ным установкам был человеком позитивных ценностей ХIХ в. Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских предрассудков. Он занимался алхимией и астрологией, гадал по "Книге перемен", внес значительный вклад в изучение мифа. Это резкое различие между личностями Фрейда и Юнга сказалось на их понимании природы бессознательного. Основной точкой раз- межевания фрейдовского психоанализа и юнгианской А. п. являет- ся тот факт, что с точки зрения последней бессознательное носит коллективный характер. Юнг писал: "У этих содержаний есть одна удивительная способность - их мифологический характер. Они как бы принадлежат строю души, свойственному не какой-то от- дельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, я задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и предположил, что их можно объяснить расо- вой наследственностью. Для того чтобы во всем этом разобраться, я отправился в Соединенные Штаты, где, изучая сны чистокровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной на- следственности, равно как и не являются продуктами личного опы- та индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому име- ют коллективную природу. Воспользовавшись выражением Святого Августина, я назвал эти коллективные проформы архетипами. "Архетип" означает type (отпечаток), определенное образование архаического характера, со- держащее, как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре". Эти носители коллективного бессознательного понимались Юн- гом в разные периоды по-разному: то как нечто вроде коррелята ин- стинктов, "то как результат спонтанного порождения образов инва- риантными для всех времен и народов нейродинамическими струк- турами мозга". В любом случае Юнг считал, что архетип не может быть объяснен и этим исчерпан. Когда в фантазии появляется образ солнца, или льва, который с ним отождествляется, или короля, или дракона, стерегущего сокровище, то, считает Юнг, это ни то и ни другое, а не- кое третье, которое весьма приблизительно выражается этими срав- нениями. Единственно, что доступно психологии, - это описание, толкование и типология архетипов, чему и посвящена огромная часть наследия Юнга. Толкования его часто произвольны. Понимая это, Юнг был склонен подчеркивать близость методов А. п. методам искусства, а иногда и прямо заявлял, что он открыл новый тип на- учной рациональности. Анализируя формы взаимодействия архетипов с сознанием, Юнг выделял две крайности, которые, с его точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия человека. Пер- вую крайность он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало растворяется в коллективном бес- сознательном. Другая крайность - это западное индивидуалисти- ческое рациональное мышление, где, напротив, подавляется кол- лективное бессознательное. В противовес этим крайностям Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознатель- дого и бессознательного начал психики индивида через символи- ческое толкование и субъективное проживание своих архетипиче- ских структур. Ценность А. п. он видел в том, чтобы давать инди- видуальному сознанию адекватные истолкования архетипической символики для облегчения процессов индивидуации, то есть пси- хического развития ивдивида путем ассимиляции сознанием со- держаний личного и коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального развития является достижение личност- ной целостности и неповторимости. Концепция Юнга оказала решающее воздействие на формирова- ние транеперсональной психологии. Лит.: Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. - Киев, 1995. Юнг К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. - Киев, 1996. Иванов А В. Юнг // Современная западная философия: Сло- варь. - М., 1991. Мелетинский Е.М. Позтика мифа. - М., 1976.
Поиск по слову
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  І  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Заказать диск метромирЗаказать диск MetroMir о наскарта сайта форумфорум контактыконтакты в избранноев избранное главнаяглавная