Базы данных :: Словари :: Культура

стр. 1 из 0

# Слово 
Рекомендуем Вам прочитать правила построения запросов к нашим Базам Данных
http://metromir.ru - Универсальный украинский справочник
АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО. 
В системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать и жить, необходимо различать два противопо- ложных принципа - модернизм (см.) и А. и. В отличие от модер- нистского искусства, которое ориентируется на новаторство в облас- ти формы и содержания (синтаксиса и семантики - см. семиотика), А. и. прежде всего строит системы новаторских ценностей в области прагматики (см.). Авангардист не может, подобно модернисту, запе- реться в кабинете и писать в стол; самый смысл его эстетической по- зиции - в активном и агрессивном воздействии на публику. Произ- водить шок, скандал, эпатаж - без этого А. и. невозможно. Вот что пишет об этом русский филолог и семиотик М. И. Шапир, обосновавший прагматическую концепцию А. и.: "[...] в авангард- ном искусстве прагматика выходит на передний план. Главным становится действенность искусства - оно призвано поразить, рас- тормошить, вызвать активную реакцию у человека со стороны При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической фомы и содержания. Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до их глубокого постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижению помешала, сделала его возможно бо- лее трудным. Непонимаиие, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь, которой любуется ее со- здатель-художник" (здесь и ниже в цитатах выделения принадле- жат М. И. Шапиру. - В.Р.). И далее: "Самое существенное в авангарде - его необычность, броскость. Но это меньше всего необычность формы и содержания: они важны лишь постольку, поскольку "зачем" влияет на "что" и "как". Авангард прежде всего -. необычное прагматическое зада- ние, непривычное поведение субъекта и объекта. Авангард не со- здал новой поэтики и своей поэтики не имеет; но зато он создал свою новую риторику: неклассическую, "неаристотелевскую" систему средств воздействия на читателя, зрителя или слушателя. Эти сред- ства основаны на нарушении "прагматических правил": в авангар- де субъект и объект творчества то и дело перестают выполнять свое прямое назначение. Если классическая риторика - это использова- вие эстетических приемов во внеэстетических целях, то новая рито- рика - это создание квазиэстетических объектов и квазиэстетичес- ких ситуаций. Крайние точки зрения явления таковы: либо неэсте- тический объект выступает в эстетической фуикции (так, Марсель Дюшан вместо скульптуры установил на постаменте писсуар), либо эстетический объект выступает в неэстетической функции (так, Дмитрий Александрович Пригов хоронит в бумажных "гробиках" сотни своих стихов). Потому-то и действенны несуществующие (виртуальные) эстетические объекты, что весь упор сделан на внеэс- тетическое воздействие: поражает и ошарашивает публику уже са- мое отсутствие искусства (такова, к примеру, "Поэма конца" Васи- лиска Гнедова, весь текст которой состоит из заглавия и чистой страницы). Все дело в умелой организации быта: достаточно наце- пить вместо галстука морковку или нарисовать на щеке собачку". Говоря об искусстве ХХ в., следует четко различать, когда это возможно, явления модернизма и А. и. Так, ясно, что наиболее яв- ными направлениями А. и. ХХ в. являются футуризм, сюрреализм, дадизм. Наиболее явные направления модернизма - постимпресси- онизм, символизм, акмеизм. Но, уже говоря об ОБЭРИУ, трудно оп- ределить однозначно принадлежность этого направления к модер- низму или к А. и. Это было одно из сложнейших эстетических явле- ний ХХ в. Условно говоря, из двух лидеров обэриутов балагур и чу- десник Даниил Хармс тяготел к А. и., а поэт-философ, авторитет бессмыслицы" Александр Введенский - к модернизму. В целом ха- рактерно, что когда обэриуты устроили вечер в своем театре "Ра- дикс", скандал у них не получился, за что их упрекнул, выйдя на сцену, опытный "скандалист" Виктор Борисович Шкловский. По- видимому, в 1930-х гг. между А. и. и модернизмом наметилась оп- ределенная конвергенция, которая потом, после войны, отчетливо проявилась в искусстве постмодернизма, в котором и модернизм и А. и. играют свою роль (см. концептуализм). С точки зрения характерологии (см.) типичный модернист и ти- пичный авангардист представляли собой совершенно различные ха- рактерологические радикалы. Вот типичные модернисты: сухопа- рый длинный Джойс, изнеженный Пруст; маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц Кафка; длинные, худые Шостако- вич и Прокофьев; сухой маленький Игорь Стравинский. Все это ши- зоиды-аутисты (см. аутистическое мышление), замкнутые в своем эстетическом мире. Невозможно их представить на площади или на эстраде эпатирующими публику. У них для этого нет даже внешних данных. А вот авангардисты. Агрессивный, с громовым голосом, атлет Маяковский, так же атлетически сложенный, "съевший собаку" на различного рода скандалах Луис Бунюэль (тоже, впрочем, фигура сложная - в юности ярый авангардист, в старости - представитель изысканного постмодернизма); самовлюбленный до паранойи и при этом рассчитывающий каждый свой шаг Сальвадор Дали. Для каж- дого из этих характеров два признака составляют их авангардист- скую суть - агрессивность и авторитарность. Как же иначе осуще- ствлять свою нелегкую задачу активного воздействия на публику? Это свойства эпилептоидов и полифонических мозаиков (см. харак- терология). Лит.: Шапир М. Что такое авангард?// Даугава. 1990. - Э 3. Руднев В. Модернистская и ававгардная личность как куль- турно-психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. - М., 1993.
Поиск по слову
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  І  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  


Заказать диск метромирЗаказать диск MetroMir о наскарта сайта форумфорум контактыконтакты в избранноев избранное главнаяглавная