Базы данных :: Словари :: Артазбука

#Слово
Слово на букву пїЅ не найден(о), выбирете, пожалуйста, другую букву
http://metromir.ru - Универсальный украинский справочник
стр. 1 из 0

Поиск по слову
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  І  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  
Слово Значение
Костя Звездочетов, один из активных участников этого художественного движения настаивает, что писать следует АПТАРТ - и, дескать, никаких строчных букв, никаких дефисов. Пишут, однако, как придется: и Апт-Арт, и Apt-Art, и АПТ-АРТ, и даже АПТ-ART. Я и сам черт знает как это слово пишу. По свидетельствам очевидцев, спорное сие буквосочетание (одна из множества иронических парафраз англоязычных терминов, бытовавших в русском художественном андерграунде) возникло в 1982 году в разговоре Михаила Рошаля, Никиты Алексеева и Свена Гундлаха и происходит от слияния английских слов: "apartment", "apt." - квартира, "art", ясное дело - искусство; соответственно "Апт-Арт" - это "квартирное искусство". Вернее, искусство, приспособленное для квартирных выставок; нередко даже производившееся именно с расчетом на такой и только такой способ экспонирования: в начале и середине восьмидесятых (эпоха расцвета АПТАРТа) неофициальным художникам по понятным причинам не приходилось рассчитывать на какие-либо иные выставочные пространства. Название "АПТАРТ" носила галерея, располагавшаяся в квартире Никиты Алексеева; так же называлась и первая выставка. Позже термин приобрел более широкое значение, как название отдельного направления в московском концептуализме. При отсутствии какого-либо единого стиля, участников АПТАРТА объединяли, как мне (со стороны и чуть ли не двадцать лет спустя) кажется, особое ироническое отношение к искусству и общий дух - не то героического легкомыслия, не то легкомысленного героизма. Концептуализм АПТАРТА - это был "несерьезный", не обремененный философией игровой концептуализм. Квартирные выставки "неофициальные" художники устраивали и до АПТАРТа, ничего принципиально нового в таком способе экспонирования нет. Но именно квартирная галерея Никиты Алексеева с самого начала стала не просто "свободной хатой", где можно "повесить картинки", а своего рода "местом силы" для художественного андерграунда первой половины восьмидесятых. АПТАРТ - это и творческая среда, способствовавшая появлению новых идей и трансформации старых, и своеобразный элитарный клуб единомышленников, и "экспертный совет" - единственный в своем роде, кстати сказать. То есть АПТАРТ заменил своим участникам нормальный художественный процесс. Все, что делалось в рамках АПТАРТа, и было художественным процессом. А делалось, надо сказать, много всякого-разного. Выставлялись в галерее АПТАРТ Абалакова&Жигалов, Никита Алексеев, Юрий Альберт, Вадим Захаров, Мухоморы (и вместе и порознь), Андрей Филиппов... Нет, это не дело, список слишком длинный получится. Важно вот что: это, как правило, были не просто выставки (т.е. не просто развеска картин по стенам), а, как сказали бы сейчас, "проекты". То есть объявлялась тема выставки, и участники специально по этому случаю делали соответствующие работы. Мне почему-то запала в душу АПТАРТовская идея выставки "безотходного искусства": т.е. работы для этой выставки предлагалось делать из отходов: обрезки холста, куски бумаги, пустые тюбики из-под красок - какие еще бывают отходы художественного производства? - все это должно было стать материалом для новых художественных объектов. И ведь на выставке я не был, даже не знаю, состоялась она или нет - а как в память врезалось! По причине отчаянной юношеской бедности наверное. А для талантливых провинциалов выставка на квартире Никиты Алексеева (этакое крещение АПТАРТом) нередко становилась своего рода пропуском в "современное искусство". В "арт" то есть. По крайней мере, знаменитые впоследствии одесситы (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Перцы, Лариса Резун-Звездочетова) вошли в историю современного искусства именно через эти ворота. Выставка, кстати, так и называлась: "Москва - Одесса". Приобщение одесситов к АПТАРТу, между прочим, привело к тому, что в Одессе (уже в середине восьмидесятых) вспыхнула настоящая эпидемия квартирных выставок. Как очевидец могу с сожалением свидетельствовать, что культурного явления, аналогичного АПТАРТу, по понятным причинам не получилось. Но вот дух АПТАРТовский, героически-легкомысленный, прижился на долгие годы, что, в общем, с лихвой компенсировало отсутствие как полноценного художественного процесса, так и радужных перспектив. Что же до самого движения АПТАРТ, то в 1992 году (классические "десять лет спустя) оно обрело новое дыхание, когда в рамках программы Аpt-Art International словенская группа художников IRWIN осуществила в Москве проект NSK Embassy. Проект стал началом нового творческого этапа и для самих "Ирвинов" и для целой плеяды сдружившихся с ними во время совместной работы московских художников: Вадима Фишкина, Юрия Лейдермана, Анатолия Осмоловского, Дмитрия Гутова, Олега Кулика. Если программа Аpt-Art International была сознательной попыткой возродить сам дух АПТАРТовского братства, следует упомянуть и другой любопытный прецедент: возвращение к АПТАРТовскому методу экспонирования работ. Автору этих строк довелось стать одним из организаторов выставки "Дом с искусством", которая состоялась в Москве осенью 1999 года в помещениях общежития студентов Литературного Института. Увидев результат вторжения объектов актуального искусства в деформированные долговременным человеческим присутствием пространства жилых интерьеров, я получил возможность не только предаться сентиментальным воспоминаниям о квартирных выставках (сходство действительно было весьма велико), но и по достоинству оценить некоторые очевидные преимущества "Апт-Артовского" подхода к организации выставочного пространства. Размещение произведений современных художников в жилом помещении создает удивительную (для России - так просто фантасмагорическую) иллюзию их социальной востребованности и уместности. Любопытно, что по мере развески постепенно менялось восприятие самих жильцов: как только странные и "непонятные", по их мнению, объекты и картины становились органичной частью привычного интерьера, настороженность сменялась любопытством, непонимание - готовностью принять правила незнакомой пока игры. Многие из них с тех пор стали постоянными посетителями выставок современного искусства, что само по себе - удивительный и в высшей степени оптимистический факт.


Заказать диск метромирЗаказать диск MetroMir о наскарта сайта форумфорум контактыконтакты в избранноев избранное главнаяглавная